Министерство сельского хозяйства Пензенской области
Размер шрифта:
А
А
А
Обычная версия
Россельхозбанк назвал самые перспективные продуктовые категории для развития фермерства
Россельхозбанк назвал самые перспективные продуктовые категории для развития фермерства
Малые формы хозяйствования 03.12.2020

Более 500 продуктовых брендов из 79 регионов России участвуют в народном голосовании на первом национальном конкурсе Министерства сельского хозяйства «Вкусы России». Значительная часть конкурсантов представлена небольшими фермерскими хозяйствами. Россельхозбанк проанализировал заявки участников конкурса, производство фермерской продукции в стране и назвал товарные категории с наибольшим потенциалом роста доли КФХ. Одним из ключевых мероприятий по продвижению уникальных региональных продуктов станет размещение их производителей на цифровой платформе «Своё. Родное» Россельхозбанка.

Фермерский атлас

Крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ) стали неотъемлемой частью сельского хозяйства современной России. По статистике, они обеспечивают 14% всей производимой в России сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении, и ожидается, что их доля будет увеличиваться. Фермеры вносят максимальный вклад в создание продукции агропромышленного комплекса в Южном федеральном округе, где на них приходится 24% от общего объема производства (245 млрд рублей в стоимостном выражении Здесь и далее – данные за 2019 г.). Второе и третье места делят Северо-Кавказский и Дальневосточный федеральный округа с долей фермерской продукции по 16% в каждом.

В ряде регионов КФХ сейчас обеспечивают до половины создания всей продукции сельского хозяйства, что делает их стратегическим фактором стабильности рынка продовольствия и обеспечения потребностей населения. Так, в Саратовской области на фермеров приходится 32% производства, в Кабардино-Балкарии – 36%, в Калмыкии – 37%, в Астраханской области – 45%, а в Магаданской – 48%.

При этом фермеры отдельных субъектов Федерации достигли такого уровня ведения хозяйства, что объем производимой ими сельхозпродукции превышает объемы производства целых федеральных округов. Так, в стоимостном выражении больше всех производят фермерские хозяйства Краснодарского края (87 млрд рублей) и Ростовской области (78 млрд рублей). Для сравнения, в Северо-Западном федеральном округе объемы производства фермерской продукция оцениваются в 13 млрд рублей, в ДФО – в 31 млрд рублей.

«Высокий уровень развития фермерского движения на Юге России объясняется комплексом факторов. Благоприятный климат и природные условия позволяют собирать богатый урожай и выращивать культуры, культивирование которых невозможно в большинстве регионов России. Численность населения обеспечивает стабильно высокий спрос со стороны внутреннего рынка. В свою очередь, хорошо развитая логистическая инфраструктура и географическая близость крупных населенных пунктов других регионов также стимулируют развитие микробизнеса, открывая больше возможностей для сбыта», – объясняет руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов.

В целом в растениеводстве доля фермеров в объеме производства оценивается в 21% (650 млрд рублей), в животноводстве – 6% (154 млрд рублей).

«Если в производстве зерновых и масличных драйвером выступает рост экспорта, то в производстве овощей – рост потребления на внутреннем рынке. При этом меняются потребительские предпочтения. Базовые потребности в пищевых продуктах удовлетворены, поэтому сейчас покупатель ориентируется на состав, регион происхождения, пищевую ценность товара, старается разнообразить ассортимент. Это благоприятные предпосылки для развития овощеводства и молочного производства. Дополнительный фактор – гибкость малого и среднего бизнеса, что позволяет занимать ниши, которые менее интересны для крупного бизнеса. Совокупность этих причин при сохранении активной поддержки фермеров со стороны государства позволяет прогнозировать укрепление роли небольших сельхозпроизводителей», – говорит Андрей Дальнов.  

Уровни конкурентоспособности

Фермерские хозяйства исторически сильны в выращивании бахчевых (34% в общем объем производства этих культур в стране), зерновых (29%), масличных (31%) культурах. Центр отраслевой экспертизы Россельхозбанка также выделяет наиболее перспективные направления. Среди них – плодово-ягодные хозяйства, разведение кроликов и другие нишевые мясные направления, а также молочное животноводство.

«Эти сегменты характеризуются пока что небольшой долей на рынке, но стабильно высокими темпами роста от года к году. Так, в плодово-ягодных насаждениях доля фермеров пока что составляет 3-9%, однако производство увеличивается со среднегодовым темпом в 17%. В свою очередь, молочное производство – это одна из редких отраслей, где фермеры успешно конкурируют с крупными компаниями и демонстрируют стабильный темп роста производства в 6% год к году», – рассказывает Андрей Дальнов.

Как фермеру найти клиента

Как исторически сильные, так и перспективные направления активно участвуют в первом национальном конкурсе региональных брендов Министерства сельского хозяйства «Вкусы России» и уже представлены на маркетплейсе «Своё. Родное» Россельхозбанка.

Платформа «Своё. Родное» помогает каждому фермеру – в формате цифровой витрины - рассказать о своей продукции, а также предложить потребителям дополнительные услуги, такие как экскурсии, мастер-классы и услуги агротуризма. Для фермера платформа открывает выход на широкую аудиторию без посредников, помогает в расширении каналов сбыта и как итог – дает возможность развивать свой бизнес за счет продажи товаров и услуг.

Как показывает статистика, среди наиболее массово представленных на платформе товарных категорий – молоко, мясо и изделия из него, овощи и фрукты, а также сыры. Эти же сельскохозяйственные направления входят в перечень самых перспективных для сегмента КФХ.  

«Статистика подтверждается живыми примерами. Высокий спрос на молочную продукцию позволяет фермерам создавать и продвигать собственные торговые марки или встраиваться в процесс переработки молока через контракты на поставки с крупными компаниями. Среди мясных брендов мы видим стремление сформировать и занять специфические ниши или же предложить блюда с национальным колоритом более широкой аудитории. Плодоовощные товары также востребованы, так как в этом сегменте сохраняется потенциал импортозамещения», – отмечает Андрей Дальнов.

Для поддержки участников конкурса Россельхозбанк также разместит изображения продукции на своих банковских картах. Таким образом, производители получат уникальную возможность заявить о себе не только в пределах своего региона, но и на всю страну: РСХБ обслуживает порядка 7 млн клиентов.

Источник: Пресс-служба АО «Россельхозбанк»